14 советов наставникам

Рекомендации для тимлидов и всех, кто хочет передавать свой опыт начинающим специалистам.

На практике в 1Т все стажеры работают с наставниками — тимлидами. Они делятся знаниями, помогают добиваться поставленных целей и развивать гибкие навыки. Организатор стажировок, преподаватель системного анализа и ментор СОЮЗ.РФ
Ирина Вашинко подготовила рекомендации для тимлидов — о том, как вести себя в сложных ситуациях, держать фокус на задаче и помогать начинающим.
1️⃣ Не позволяйте приходить с пустыми руками
Пусть сотрудник приходит с идеями или промежуточными результатами, даже если они требуют доработки.
— Мне нужна конкретная задача, а не общее исследование.
— Чтобы дать тебе задачу, нужно чтобы ты понимал, бизнес-контекст. Изучи его и напиши, какая задача кажется тебе наиболее актуальной? Мы вместе уточним, чего не хватает для ее выполнения.
2️⃣ Внедряйте Я-подход
Учите сотрудника фокусироваться на своей роли и ответственности, а не ждать чего-то от других.
— Менеджеры должны всё организовать, ты должен дать мне задачу, продакт должен предоставить данные.
— Как думаешь, какая задача требует твоего участия прямо сейчас? Чем ты готов заняться самостоятельно?
3️⃣ Тушите панику конкретными вопросами
Тревога возникает, когда неясно, что нужно делать. Разбивайте задачу на конкретные шаги с помощью вопросов.
— Мне не нравится этот хаос, тут всё непонятно.
— Какие конкретно вопросы ты хочешь уточнить в первую очередь? Напиши их, и мы разберем по пунктам.
4️⃣ Напоминайте о приоритетах
Помогайте фокусироваться на задаче, а не на второстепенных деталях.
— Нам нужно подготовить презентацию, дайте шаблон.
— Оформление презентации важно, но это второй шаг. Давайте начнем с черновика. Сделайте предварительный вариант, а затем мы приведем его в порядок.
5️⃣ Помогайте снять эмоциональное напряжение
Поддерживайте подопечного и предлагайте решение, когда он сталкивается с трудностями.
— У меня ничего не получается!
— Это нормально, когда что-то не получается. Давай разберемся, что именно вызвало трудности и вместе найдем решение.
6️⃣ Мотивируйте с помощью вопросов
Задавайте вопросы, которые помогут увидеть конечную цель и ценность работы.
— Зачем изучать эту технологию, если и без нее всё работает?
— Как ты думаешь, какие перспективы откроются перед тобой, если освоишь эту технологию? Как изменится проект, если ее использовать?
7️⃣ Напоминайте о прошлых успехах
Вселяйте в сотрудника уверенность в себе — видя свой рост, он сможет лучше справляться с новыми вызовами.
— Я не смогу это сделать, слишком сложно.
— Ты уже так говорил, когда работал с прошлой задачей, но ведь получилось! Помнишь, как ты тогда пошагово все разобрал? Давай начнем с чего-то маленького, и постепенно ты поймешь, что нужно делать.
8️⃣ Учите задавать качественные вопросы
Помогайте формулировать запросы так, чтобы получать конкретную помощь.
— Мне никто нормально не объясняет, что делать.
— А как именно ты просишь объяснения? Попробуй сформулировать свой запрос четче, например: «Какой ожидаемый результат?», «Какие шаги мне нужно сделать?» или «Что важно учитывать в задаче?».
9️⃣ Напоминайте о важности прозрачной коммуникации в команде
Общение в рамках проекта должно быть структурированным. Личка — для личных вопросов. Рабочие материалы, договоренности и изменения — только в общий чат проекта.
— Мы с Лешей в личке обсудили, он сказал, что можно пропустить этот этап.
— Здорово, что вы обсудили, но давай вынесем это в рабочий чат, чтобы другие участники тоже знали, почему этап пропускается. Так мы будем уверены, что это согласованное решение, а не недоразумение.
🔟 Разбивайте сложные задачи на этапы
Когда начинающий специалист теряется в большой задаче, помогайте структурировать ее на шаги. Это снижает стресс и дает ощущение контроля.
— Этот проект слишком большой, я не знаю, с чего начать.
— Давай разобьем задачу на части. Первый шаг — прочитай требования и составь список вопросов. Второй шаг — предложи варианты решения. Все сразу делать не нужно. Главное — начать с малого.
1️⃣1️⃣ Фокусируйтесь на совместных целях
Если сотрудник теряет мотивацию, напомните ему, как его вклад важен для всей команды.
— Я вообще не вижу смысла в этой работе.
— Это важно для нашего общего результата. Если ты справишься со своей задачей, команда сможет двигаться дальше. Как думаешь, что нужно, чтобы тебе стало проще выполнять эту задачу?
1️⃣2️⃣ Воспитывайте привычку задавать уточняющие вопросы
Часто недопонимание возникает из-за того, что сотрудник боится или не хочет уточнять. Учите его задавать вопросы.
— Я не понял, что от меня хотят, но делаю, как понял.
— Если тебе что-то неясно, уточняй. Например, спроси: «Какой результат должен быть на выходе?», «Есть ли примеры?» или «Что важно учесть в этой задаче?». Никто не будет ругать за вопросы, но без них можно потратить время впустую.
1️⃣3️⃣ Учите подстраховывать коллег
Успех проекта зависит от всех участников. Напоминайте о важности передачи знаний и материалов.
— А что, если меня не будет на следующей неделе?
— Значит, нужно, чтобы твоя часть работы была понятна и доступна команде. Проверь, все ли файлы загружены в общий доступ. Если есть важные комментарии или незавершенные задачи, напиши об этом в чате.
1️⃣4️⃣ Не допускайте пустых споров
Направляйте обсуждение на поиск решения, а не на обмен мнениями без конкретики.
— Я считаю, что этот метод плохой, давайте сделаем по-другому.
— Хорошо, предложи, как именно нужно сделать. Какие у твоего подхода плюсы и минусы? Давай обсудим конструктивно.
Читать еще