Как мы организовали стажировку по искусственному интеллекту и разработали агрегатор ИТ-вакансий

Стажировка в 1Т — это следующий этап обучения после наших курсов, уже на практике в ИТ-компании. Выпускникам важно попробовать себя в настоящем проекте: отработать навыки работы в команде, разработать реальный ИТ-продукт, получить новые компетенции и сильный кейс в портфолио.


На стажировках мы отбираем лучших — тех, кто активно участвует в разработке, заинтересован в профессиональном развитии, и приглашаем на работу в 1Т. Многие наши выпускники остаются и продолжают работать в проектах компании или преподавать на курсах.


Сегодня рассказываем про стажировку выпускников курсов 1Т Дата.

Как все начиналось
Летом 2023 года в 1Т стартовали онлайн-курсы по искусственному интеллекту 1Т Дата. В течение трех месяцев более 300 человек получали новую профессию: аналитик данных, инженер данных и архитектор данных. Это специалисты, которые работают с большими данными: собирают, обрабатывают, находят закономерности, формируют базы данных. Эти навыки нужны, чтобы запустить новый продукт, исследовать рынок и спрогнозировать спрос.

На выпускном появилась идея продукта, который в процессе стажировки могут создавать сразу множество людей с разными задачами — агрегатор ИТ-вакансий, подбирающий вакансии по заданным параметрам с помощью ИИ. После обучения 66 человек стали стажерами. 17 сентября 2023 года началась дата-стажировка, и начинающие дата-специалисты окунулись в исследование ИТ-вакансий: нужно было понять, как с ними работать и как их можно систематизировать.

Мы решили отойти от классического образа стажировки с четкими задачами — не стали приглашать менеджера, который говорил бы участникам, что нужно делать. Вместо этого мы позвали маркетолога, системного аналитика, двух дизайнеров, разработчика и скрам-мастера и поставили стажерам одну большую задачу — за три месяца разработать MVP продукта. Участники сами строили гипотезы, проводили исследования и формировали образ продукта.

Ксения Осипова

Автор

Обучение продолжается
Первый этап стажировки — образовательно-исследовательский — длился пять недель: все участники разделились на кросс-функциональные RnD-группы, которые анализировали каждая свое направление: вакансии, резюме, рынок труда и создание чат-бота в телеграм. Было решено внедрить продуктовый подход — участники погрузились в продукт, чтобы лучше понимать его ценность.

В проект внедрили гибкие методологии и разработку по скраму: каждую неделю участники стажировки проводили демо, где сверялись с продактом и презентовали результаты недели. В процессе формировалось множество гипотез, проводились исследования, и концепция продукта пересматривалась несколько раз. По четвергам для стажеров наставники проводили образовательные вебинары: «Скрам и аджайл», «ИТ-профессии», «Требования и управления знаниями», «Резюме и собеседования» и «Архитектура».
Дата-хаос
В самом начале участники столкнулись с непониманием — что делать, если нет четкого технического задания и нет менеджера, который каждому скажет, что делать. До этого на курсе специалистов обучали твердым навыкам, а на стажировке было неясно, как их применять. В процессе участники смогли самоорганизоваться и сами нашли лидеров. С помощью еженедельных образовательных вебинаров по методологии от Ирины Вашинко они научились вести протоколы и бэклоги. Свобода действий и множество исследований и гипотез привели к тому, что у участников появилось продуктовое мышление, и они научились создавать продукт, который решает проблему пользователя.
Мы ищем таланты: маркетолог Полина Агеева рассказывает про собеседования

— Еще один важный этап дата-стажировки — это обучающие собеседования и подготовка к реальному трудоустройству. У нас была цель найти самых лучших и активных стажеров, чтобы они дальше разрабатывали продукт. Эксперты по искусственному интеллекту проверяли технические компетенции, а маркетолог задавала вопросы на проверку гибких навыков. Для шести человек это интервью стало настоящим собеседованием, и их пригласили на работу в 1Т.

Когда мы позвали студентов на собеседования, то ожидали, что откликнется всего несколько человек, а записались почти все! А у нас было отведено на них всего 5 дней, и это был сумасшедший вызов, но мы его приняли!

Чтобы все успеть, нужно было проводить по 10 встреч в день. Каждое собеседование состояло из двух частей. Первая часть, за которую отвечала я, была направлена на душевное общение на различные темы, отзывы, коммуникации. Во второй части наставники проверяли технические навыки и теорию (задачи, код, статистика).
Для меня, как для маркетолога, это был абсолютно новый опыт, и я нервничала не меньше стажеров. При этом иногда у меня параллельно шло два собеседования. Было трудно, но эти 60 часов общения с талантливыми ребятами стали для меня ценным опытом. Мы увидели, какие у нас разносторонние участники и сами замотивировались.

Такие интервью стали постоянными на наших стажировках. Они помогают убрать страх собеседований, прорабатывают самые трудные вопросы и показывают стажерам, в чем их сила и в каком направлении им двигаться.
Скрам-мастер Ирина Вашинко

— Стажировка предполагает практику, поэтому мы делаем акцент на реальных проектах, формируем команды и двигаемся, отталкиваясь от прогресса стажеров. Стажировка длится три месяца, но за это время всем хочется получить заметный результат. Поэтому мы привлекаем в проект опытных сотрудников и задаем ритм, учимся приоритизации и оценке, а главное — совместно решаем задачи.
В этой стажировке участвовали люди из разных регионов и часовых поясов, с разными жизненными обстоятельствами: кто-то совмещал работу с учебой, кто-то с работой. Конечно, подстроиться под каждого не всегда удается, но мы стараемся уменьшить влияние таких факторов. Например, все встречи и демонстрации записываются, стажеры могут сами выбирать задачи по силам и интересам, а личные достижения и вопросы можно обсудить индивидуально с лидом направления.

Мы уделяем внимание развитию мягких навыков и учим разрешать конфликты, давать обратную связь, самостоятельно организовывать свой график и пространство для комфортной работы.

Таким образом, после стажировки каждый может опираться на свои сильные стороны и растить экспертизу.
Системный аналитик Дмитрий Семчук

— Это был мой первый дата-проект и в процессе я выделил несколько важных моментов:

— Не бояться экспериментов и хаоса
Подобные проекты — всегда эксперимент, их нельзя поставить на конвейер и подчинить одинаковым правилам. Отдавая первые недели или даже месяц на проработку идеи и образа продукта, разведку источников и разных гипотез, мы адаптируемся под формат стажировки и формируем костяк команды. Не стоит с самого начала гнаться за результатом: количество перейдет в качество, но со временем.

— Адаптировать лучшие практики под себя
Экспериментальность и неизбежность хаоса не отменяют применения шаблонов разработки и проектирования.

Мы двигались по гибкой методологии и применили RnD-подход: сам исследуешь — выводишь гипотезу — проверяешь — делаешь выводы. Частично применяли скрам: двигались спринтами в неделю и ориентировались на результат и наработки, а не план. У нас было понимание, что управлять 60+ джунами, которые только вошли в ИТ, будет непросто. Поэтому остановились на комбинации методик, которая хорошо развивала в участниках важные навыки: самоорганизацию, умение задавать вопросы, видеть ресурсы и специалистов вокруг и представлять результаты. Получились самоорганизующиеся мотивированные профессионалы, как и завещает agile-манифест.

— Доверять команде
Когда-то услышал фразу «лучшая помощь профессионалу — не лезть ему под руку». Вначале был хаос, но пережив его, через пару недель каждый активный участник знал свои задачи, цель и предназначение в проекте. Больше было не нужно подталкивать и контролировать, все сами знали, что и как делать. В результате — продукт был готов к дедлайну без жесткого менеджмента и переработок. Работать в команде профессионалов — одно из лучших ощущений в ИТ, это ценность, которая приносит предсказуемый результат.

— Погружаться в ламповую атмосферу и товарищество
Компания сохранила верность себе и стажировка прошла в максимально ламповой атмосфере: рабочий процесс существовал вместе с интерактивными вебинарами, мемами в чатах и неформальными встречами. Сначала мы представляли свои наработки владельцу продукта на демо, через пару часов на тимбилдинге уже травили с ним байки о жизни, плавании, кранах, пещерах и рэпе с ним же (пытаясь угадать, чем из перечисленного он не занимался).

Это реальность наших стажировок, которые сплачивают участников и вызывают живые эмоции.

Аналитик данных, участник стажировки, выпускник 1Т Дата Никита Шарапов

Я пошел на стажировку после обучения, чтобы попробовать свои силы в реальном проекте. Реальность не разочаровала, было интересно и необычно — задачи мы могли выбирать себе сами, и за руку нас никто не вел. Во время стажировки удалось отработать навыки работы с данными в базе, в открытых источниках, удалось найти точки роста для проекта и даже немного поруководить процессом разработки.

К концу стажировки в моем портфолио появился полноценный проект, а резюме было построено по советам наставников.
Я активно участвовал в создании продукта, и это понравилось нашим наставникам, в меня поверили и пригласили в 1Т на работу. Стажировка позволила мне наконец-то заняться любимым делом и почувствовать себя на своем месте.
Что дальше?
За три месяца бывшие выпускники дата-курсов сформировали базу данных из более 6 500 вакансий от 3000 компаний по 16 актуальным специальностям, полученных из 11 источников (Хабр.карьера, Сбер, хх.ру и тд).

Результатом стал агрегатор ИТ-вакансий, который с помощью ИИ подбирает вакансии из разных источников по заданным параметрам.
В процессе стажировки для сервиса дата-команды создали инфраструктуру, хранилище данных и автоматизировали процессы сбора, обработки и хранения данных. У команды разработки были готовы требования, дизайн, бэкенд и связь с пайплайном.

Дата-стажировка в 1Т на 20% состоит из теории и на 80% из практики, где начинающие дата-специалисты нарабатывают твердые и гибкие навыки: учатся отстаивать свои идеи, развивают критическое и аналитическое мышление. Мы выявили сильные стороны участников и распределили их по направлениям, в которых они смогут себя проявить. Начинающие специалисты перестали бояться и нацелились на успех!

Читать еще