Шаг в будущее с 1Т Старт

28 марта Андрей Пономарев, 9-классник из города Черемхово Иркутской области и студент курса «Нейро.PY» от 1Т Старт, занял почетное третье место на Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее». Члены жюри признали проект Андрея одним из самых сильных и выделили его среди 30 других научных работ, посвященных нейросетям.

Программа «Шаг в будущее» — это движение научной молодежи, ученых, учителей и молодых специалистов, главное звено национальной системы научно-технического творчества молодежи. Программа действует с 1991 года, и основана по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана. Цель программы — воспитание перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии в приоритетных отраслях российской экономики. Форум «Шаг в будущее» каждую весну собирает в Москве больше тысячи победителей региональных, городских и сельских научных соревнований, организованных программой на всей территории страны.
Андрей Пономарев поделился своими впечатлениями:
— Впечатление было огромное. Я, простой парень из Черемхово, нахожусь в Москве на международном форуме среди ребят со всей страны. Было очень страшно, особенно смотря на работы других. Я легко рассказал о работе и ответил на вопросы экспертов. Но пик эмоций случился, когда другие участники начали задавать вопросы. Я толком не понимал, что они говорили, и отвечал, как мне казалось, достаточно поверхностно. После защиты я чувствовал себя ужасно, будто я все провалил и у меня нет шанса. Сначала называли работы, которые не прошли дальше — в этот момент чувствовалась сильная интрига. И я был очень рад, когда при выдаче призовых степеней объявили мое имя. Теперь я знаю, что способен на многое, несмотря на мою принадлежность к маленькому городу Черемхово.

Подробнее об конкурсе мы попросили рассказать Виктора Катаева, учителя информатики в лицее г. Черемхово и преподавателя курса «Нейро.PY». Виктор Катаев — почетный работник образования, на форум «Шаг в будущее» в Москву он ездил вместе с Андреем.

Арина Киливник

Автор

— Чем работа со школьниками в лицее отличается от работы со студентами курсов?
Можно сказать, что на курсе скорее ученик ставит оценку учителю, а не наоборот, как все привыкли. А еще мне нравится преподавать именно программирование. В школе приходится учить детей информатике в целом — на ЕГЭ ведь спрашивают много разных тем, и не все из них школьникам интересны. А на курсах 1Т Старт ребята изучают только то, что им нравится. Поэтому мотивации и энтузиазма у них больше.
— Расскажите про форум «Шаг в будущее», вы ведь участвовали в нем не впервые?
Это уже четвертый раз, когда мои ученики занимают призовые места. Я думаю, это очень крутой результат, потому что на конкурс съезжаются ребята со всех регионов нашей страны и даже из других стран — например, из Азербайджана и Турции. К тому же, все финалисты предварительно проходят отбор на региональных соревнованиях. Андрей занял первое место на региональном конкурсе, и поэтому его позвали в финал.
— О чем проект Андрея? В чем заключается его практическая польза?
Тема проекта — «Масштабирование и бинарное конвертирование растровых изображений в базах данных SQLite». Название страшное, но по сути проект понятный и полезный: он посвящен автоматическому поиску книг по базе школьной библиотеке. Андрей разработал такой путь пользователя: читатель запрашивает в телеграм-боте книгу, бот передает заявку библиотекарю, если книга есть в наличии, то библиотекарь выкладывает ее поближе и выдает школьнику по QR-коду. В результате школьникам не приходится долго искать нужную книгу на полках, а заказать книгу они могут даже из класса.

Сначала я переживал, что проекту недостает новизны — у других участников были проекты вроде конструктора сетей или инструмента для слепых. Но вскоре мы поняли, что у большинства в основе проекта лежит импортированный ChatGPT. А у Андрея была собственная программа. Это выгодно выделяло его проект на фоне остальных.
— Как вы делили работу над проектом? Что вы делали вместе, а что Андрей делал самостоятельно?
Андрей делал проект самостоятельно, я лишь курировал и давал небольшие подсказки. Например, большая часть информации для проекта была связана с курсом Нейро.PY, а не со школьной программой. А поскольку я знаю содержание курса, я подсказывал Андрею, например, что для выполнения того или иного блока нужно посмотреть определенный видеоурок. Андрей сам смотрел урок и писал на его основе программу. Идея тоже принадлежала Андрею. В общем, я был скорее просто режиссером — говорил, куда встать и что делать. А непосредственно проект создавал Андрей. Когда мы готовили презентацию, я всегда давал ему возможность сделать слайды, а потом уже вносил правки. Допустим, говорил, какой слайд лучше поставить в начало, как подобрать более удачную формулировку.
— Вы сказали, что в МГТУ им. Баумана комиссия тепло приняла проект. Можете вспомнить, что именно они сказали?
На перерыве к нам подошел один эксперт и похвалил работу — сказал, по ней видно, что ее делал школьник с глубокими знаниями программирования. Другой эксперт позвал Андрея учиться в МГТУ и пригласил выступать в следующем году. И еще одну фразу он сказал: «Я за вас». Когда мы получили эту оценку, уже было понятно, что нас заметили.
— Как вы можете охарактеризовать Андрея?

Он молодец. Он проделал очень большую работу. Андрея отличает большая жажда знаний — например, когда другие ребята мечтают летом поиграть в футбол и покататься на велосипеде, Андрей мечтает выучить новый язык программирования — Java. Он подходил ко мне, просил посоветовать книги и материалы для этого. Еще, кстати, во время награждения он спросил, могут ли его наградить другим курсом от 1Т Старт. В общем, у Андрея все впереди.
Читать еще