Михаил Решин: «Чем шире кругозор, тем более крутым дизайнером вы будете»

Продолжаем знакомиться с экспертами 1 Т. Сегодня говорим с преподавателем онлайн-курса 1 Т Спринт «UX/UI-дизайнер» и ментором 1 Т Союза Михаилом Решиным.

Константин Климов

Автор

Михаил, расскажите, как начинался ваш путь в ИТ и как вы пришли в дизайн.

— Я увлекся компьютерами еще в 6 лет: начал читать тематические журналы, изучал Basic, а в 15 лет пошел работать в компанию «Релком/Демос» — это первый российский провайдер. Там я занимался ремонтом принтеров, сигнализаций и параллельно изучал, как устроен интернет, как работают браузеры, из чего состоят сайты. Так в 15 лет я сделал свой первый сайт и получил за это деньги. Впоследствии в ИТ я занимался многими вещами, хорошо программировал, но дизайн всегда шел рядом, невидимой нитью. Например, еще в 1995 году я сделал страницу, посвященную Стивену Сигалу, создав весь дизайн в Photoshop.

Каким был первый проект в UX/UI, который вы выполняли самостоятельно?

— Первый действительно необычный и сложный проект — создание игры, военной стратегии. Там я руководил процессом разработки персонажей, интерфейса, системы бонусов и поощрений. Но и до него было много сайтов для разных компаний, они тоже были хорошие, но достаточно простые.

Еще была разработка дизайна сайта для радио Шансон. Я тогда работал в агентстве, и мы целый год делали для него интерфейс. Нужен был современный сайт для молодой аудитории. Мы разработали концепцию уникальных фонов, предложили сделать сквозной плеер, который воспроизводит музыку, пока пользователь перемещается по страницам, посоветовали ввести систему брендирования, чтобы сайт подстраивался под цвета рекламодателя. Продумали систему связанного контента — когда под определенную песню сайт предлагает прочитать статью про исполнителя. Чтобы все это успешно реализовать, пришлось многое изучить и вникнуть в особенности индустрии.

Бывают ли у вас творческие блоки? Если да, то как вы с ними справляетесь?

— Они бывают у всех. Одна из частых причин творческих блоков — когнитивное искажение. Это когда вы видите проблему только с одной стороны и не можете поменять угол зрения, чтобы найти хорошее решение. Всегда нужно стараться подвергать сомнению свои суждения. Другая причина блоков — когда к проекту не лежит душа. Как руководитель отдела, я стараюсь распределять задачи так, чтобы дизайнеры не работали с проектами, которые им совсем не нравятся. Еще влияет усталость и напряжение. Тогда нужно сделать паузу, если позволяют сроки и остальная работа, и отдохнуть. Например, я могу два дня искать референсы, изучать тематику клиента и вымотать себя, а потом на два дня просто забываю об этом проекте. Мозг расслабляется, и решение появляется само. Но в работе бывают разные ситуации, поэтому основной совет — занимайтесь своим психологическим здоровьем, всегда сомневайтесь и будьте открыты для новых идей.

Какие тренды в дизайне вам особенно интересны в настоящее время?

— Если говорить про графическую составляющую дизайна, про такие стили, как брутализм, минимализм, скевоморфизм, то я, конечно, слежу за тем, что в тренде, но определенных пристрастий нет. Мне кажется, что выбор стиля должен быть обусловлен тематикой проекта и самим заказчиком. В целом, сейчас идет тенденция на упрощение дизайна, особенно в утилитарных сайтах, где важна эффективность. Но наиболее важная для меня составляющая дизайна — это проектирование. Здесь сейчас тренд в ориентации на пользователя, заметно улучшилась проработка пользовательского опыта. Появляются легкие простые дизайны с хорошо выверенными и понятными текстами, продуманными формулировками и небольшим количеством действий до достижения результата. Вот это важно, а стили — второстепенно.

Как вы принимаете решение о цветовой палитре и типографике для проекта?

— Мы ориентируемся на тематику проекта, составляем мудборды, формируем ассоциативные ряды, подбираем референсы и берем устойчивые паттерны. Конечно, бывает, что хочется сделать что-то нестандартное, но часто такие решения не срабатывают. Поэтому я советую новичкам не пытаться что-то изобрести, а стараться действовать в рамках паттерна. Паттерны — это устойчивые стереотипы, например, мы привыкли, что дорогие проекты выполнены в темных тонах, для технологичных продуктов используются шрифты без засечек, а для арт-салонов, наоборот, с засечками. Например, если мы будем делать сайт для компании, которая занимается паркетом, то сразу подумаем про дерево, дом и уют, выберем теплые, возможно, бежевые цвета. А может быть и нет, потому что универсального решения не существует, но главное, чтобы основных цветов было немного, и подобрать их нужно гармонично.

Как вы оцениваете успешность дизайна и какие метрики или стандарты используете для этого?

— Метрики для оценки дизайна — это сложная тема, оценка дизайна — это всегда что-то субъективное. Когда оценивается только картинка, она может кому-то понравиться, а кому-то нет. Если хотите оценить свой дизайн, то выкладывайте кейс на Behance. Если будет много лайков, значит, у вас крутая работа. Но оценка визуала — это еще не весь дизайн с учетом UX/UI. Целиком качество дизайна можно просчитать в комплексе с работой маркетологов и продуктологов. Здесь поможет, например, вебвизор или A/B-тестирования. Но в целом пока что выстроить систему объективной оценки качества дизайна достаточно сложно.

Какие технические навыки или владение какими инструментами вы считаете особенно важными для дизайнера?

— Хороший дизайнер — очень многогранный человек. Важные инструменты для дизайнера — это Figma, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Еще круто, если дизайнер умеет рисовать, тогда он может быстро набросать скетч или эскиз и показать заказчику. Чем больше у вас инструментов в арсенале, тем вы востребованнее. Но это всё хард скилы, которые составляют примерно 20% необходимых дизайнеру навыков. Остальное — софт скиллы: насмотренность, аналитический склад ума, умение убеждать и отстаивать свой дизайн, умение доносить идеи и реагировать на критику. Чтобы развивать насмотренность, ходите в галереи, наблюдайте за тем, как устроены вещи, смотрите, как работают блики. Читайте старые журналы, играйте в игры, смотрите фильмы, ходите в театр и слушайте музыку — расширяйте кругозор. Чем шире ваш кругозор, тем более крутым дизайнером вы будете.

Дайте совет начинающим дизайнерам, как реагировать на критику?

— Старайтесь на нее не обижаться и не принимать близко к сердцу. Нужно помнить, что критика направлена на дизайн, а не на вас лично. Если вашу работу критикует наставник, старайтесь прислушиваться и цените его мнение. В начале карьеры я целенаправленно окружал себя профессионалами, и их обратная связь была очень важна. Критика помогает расти. Когда вас кто-то критикует, спросите этого человека, что он предлагает, пусть даст рекомендации, как сделать лучше.

Часто ли дизайнеры сталкиваются с выгоранием и как с ним бороться?

— Одна из самых частых причин выгорания — когда человек долго занимается тем, что ему не нравится. В этом случае нагрузка на психику гораздо выше, чем когда человек занят любимым делом. Например, я могу работать по 13 часов и чувствовать себя нормально, потому что я делаю то, что люблю. Но при этом все равно нужно не забывать отдыхать, гулять, уделять время себе. Дизайнеры часто страдают двумя вещами. Первое — они ставят перед собой слишком сложные задачи, например, создать какой-то невероятный дизайн, и испытывают стресс, когда у них не получается. Второе — это перфекционизм. Можно бесконечно сидеть и дорабатывать дизайн, но это не имеет смысла. Работайте с реальными потребностями заказчика и берите свою высоту, не доводя себя до выгорания.

Расскажите про вашу работу в 1Т Союзе. Чем он отличается от других ваших проектов?

— До 1 Т Союза подобных проектов не было в моей практике. Это потрясающий проект, экспериментальный, объединивший на стажировке более 60 джунов, которые под руководством менторов создают работающий продукт. Для меня это интересный опыт — направлять начинающих дизайнеров и наблюдать, как они самостоятельно работают в продуктовых командах, видеть их результаты. Я учу и подсказываю, но при этом ребята делают все сами. И у них отлично получается!

Что вам больше всего нравится в роли преподавателя и наставника?

— До прошлого года я никогда не занимался преподаванием, но по ощущениям — будто делал это всю жизнь. Где бы я ни работал, я старался делиться знаниями с коллегами. Всегда было стремление кому-то что-то рассказать, чему-то научить, подсказать. Чтобы начать преподавать, мне пришлось самому много узнать, прочитать и структурировать весь свой опыт. Это было очень полезно. Наши студенты заставляют меня расти — они следят за новыми технологиями и часто задают сложные вопросы. Чтобы им соответствовать, приходится прокачивать собственные знания. Конечно, нравится получать отдачу от студентов, позитивную энергию, когда они делятся радостью от собственных успехов или приносят новости о трудоустройстве. Это заряжает!

А теперь наш постоянный вопрос, который мы задаем всем преподавателям: поделитесь секретом, как все успевать?

— Как все успевать, читайте в моей книге «Никак». А если серьезно, то это очень индивидуальная история. Кому-то удобно работать ночью, кому-то — утром, кому-то удобно выполнять несколько задач одновременно, а кому-то нужно концентрироваться на каждой задаче. От этого сильно зависит продуктивность, но если вы себя перегружаете, значит, начинаете систематически чувствовать усталость, от которой падает КПД. Поэтому не надо брать на себя ВСЕ задачи, нужно учиться говорить «нет». Берите столько задач или проектов, сколько реально потянете, а если не можете отказаться, тогда делегируйте. Конечно, полезно планировать и систематизировать задачи, но при этом очень важно отдыхать, чтобы на все запланированные дела оставались силы.

Порекомендуйте книги, онлайн-ресурсы или другие источники, которые будут полезны начинающим дизайнерам.

— Из классики: Алан Купер «Психбольница в руках пациентов», Дон Норман «Дизайн привычных вещей». А чтобы держать руку на пульсе, советую читать западные ресурсы, где выходят наиболее актуальные статьи. Но одна книга или статья не сделает вас супердизайнером, поэтому читайте разные книги: по типографике, по истории искусства и тд, и анализируйте информацию. Думайте, почему автор делает такие выводы, стройте цепочки связей и старайтесь увязать их с имеющимися у вас знаниями. Тогда вы станете самостоятельным специалистом, а не просто человеком, который прочитал много умных статей и просто знает много умных слов.

Какой совет вы бы дали себе из прошлого? И что посоветуете тем, кто только начинает свой путь в ИТ?

— Себе я бы посоветовал не быть жадным до идей. У меня было много крутых идей — что-то подобное потом реализовали другие компании. Например, в то время, когда появились Одноклассники, у меня уже были зарегистрированы Однокашники. Я пытался сделать сервис такси, СRM и CMS-системы, я кодил ночами, занимался переводами, но в одиночку невозможно сделать качественный продукт.


Новичкам я бы посоветовал учиться, учиться и еще раз учиться. Учите английский язык, читайте свежие материалы на английском, оставайтесь всегда в теме, но не будьте поверхностны. Развивайте фундаментальную базу, потому что тренды, инструменты и подходы со временем меняются, а фундамент позволяет улавливать основной смысл. Также обязательно оформляйте портфолио, не будьте сапожником без сапог. Ваши кейсы — это ваша визитная карточка. Оформляйте их сразу — потом не будет ни времени, ни желания, исходники могут потеряться или созданный сайт перестанет существовать. И закончу словами Стива Джобса «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными».

Читать еще